Автоматизация магазина розничной торговли

Комплексных систем автоматизации для магазинов розничной торговли на рынке много. Польза от внедрения подобной инфраструктуры никак не связана со сферой деятельности конкретного бизнеса и решает одновременно много задач. Она ускоряет бизнес-процессы, приводит в порядок документооборот, упрощает кадровую работу и налаживает управление. В результате предпринимателю удается создать удобный для клиентов сервис.

Общее представление

Популярные решения по оптимизации бизнес-процессов («1С:Розница»,  «Магазин-15» от компании Cleverence) обеспечивают:

  • быстрое обслуживание;
  • повышение лояльности;
  • контроль расходов и доходов;
  • ведение товароучета;
  • эффективное администрирование и пр.

Суть представленных программных и аппаратных комплексов заключается в том, чтобы ввести в эксплуатацию базу данных с информацией обо всех товарах. ПО связывается с кассовым оборудованием, для отслеживания перемещения продукции. В результате потоки товарно-материальных ценностей становятся подконтрольными, у предпринимателя появляется возможность вести точный учет и планировать любые закупки, что в итоге отражается на его заработке.

Зачем нужна автоматизация розницы

Поводов для внедрения соответствующих систем по-настоящему много. Все факторы тем или иным образом связаны с оптимизацией рутинных бизнес-процессов. От интеграции POS выигрывают все — и владельцы торговых точек, и их клиенты. Первые существенно упрощают свою работу, а вторые получают качественный сервис, что, конечно же, сказывается на коммерческих успехах.

Оперативная фиксация продаж

Для взаимодействия с товарными позициями кассиры используют штрихкоды. Это позволяет им не тратить время на перерасчет стоимости при действующих скидках или на взвешивание продукции (весы также могут делать автоматические расчеты и направлять данные в базы).

Организация складского учета

Автоматизация в магазинах и на предприятиях розничной торговли позволяет оптимизировать, в том числе и склад. Все стандартные мероприятия вроде приемки, перемещения, отгрузки и инвентаризации организуются с помощью умной техники.

Работа с маркировкой

Маркеры нужно оставлять на всех категориях товаров — от одежды и фотоаппаратов до молочной продукции и табака. Взаимодействовать со штрихкодами и кодификаторами формата Data Matrix также приходится с помощью POS-инфраструктуры.

Контроль и управление

Современные разработки предоставляют владельцу бизнеса целый набор управленческих инструментов. Он может знакомиться с отчетами по продажам, заявкам и сделкам, видеть слабые места и регулировать деятельность линейного или административного персонала.

  • Страница товара Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.
Оценка 0 из 5

Cleverence

Mobile SMARTS. Магазин 15

Магазин 15 для учёта в магазине Специализированное программное обеспечение для мобильных устройств со встроенным сканером штрихкодов. Позволяет быстро автоматизировать, оптимизировать рабочие места и бизнес процессы по учету товара в магазине....

13 000 55 000 

Решения, нужные для автоматизации розничного магазина

Софт — далеко не единственная вещь, необходимая для оптимизации всевозможных бизнес-процессов. Предпринимателю также понадобится такая техника, как кассовые станции, фискальные регистраторы, цифровые весы и пр. Все устройства будет необходимо подключить к единой сети, создав комплексную среду для облегчения работы.

Кроме того, созданную инфраструктуру требуется регулярно проверять, настраивать и обслуживать. В некоторых случаях важно позаботиться о безопасности коммерческих данных.

 

Как происходит внедрение автоматизации

Процесс проходит в пять этапов:

  1. Сначала конкретизируются причины, вызвавшие необходимость автоматизировать рабочую деятельность.
  2. Затем разрабатывается методология внедрения программ и оборудования.
  3. На следующем этапе закупается техника.
  4. После этого устанавливаются и отлаживаются приобретенные устройства.
  5. При необходимости организуются курсы для персонала.

На начальной фазе предпринимателю придется сделать выбор в пользу той или иной компании-поставщика софта.

 

Какое оборудование понадобится

Автоматизация процессов, связанных с учетом и продажами в розничной торговле, реализуется с помощью целого каталога аппаратных средств.

Рабочее место кассира

Компьютер с подключенным к нему монитором, клавиатурой, обычным фискальным регистратором, банковским терминалом, ящиком для хранения денег и покупательским дисплеем. Оснащается дополнительными узлами вроде сканера штрихкодов и прибора, способного выявлять фальшивые денежные банкноты.

Станция товароведа

Мощный и легкий ноутбук, удобный для переноски и работы с высоконагруженными приложениями. Специализированная система с учетной записью, владелец которой наделен всеми внутренними правами для ведения профильной для него деятельности.

Складская аппаратура

Принтеры для печати этикеток, ручные терминалы сбора данных, а также контрольные и измерительные весы. На склад оборудование лучше закупать в чуть большем объеме, так как есть риск поломок в результате механического воздействия и климатических факторов.

Прочая техника

Важную роль играет наличие банковских устройств (их можно получить при открытии р/с для бизнеса) — детекторы банкнот вместе со счетчиками купюр и монет разного номинала. Мебель — от стеллажей и кассовых боксов до покупательских корзинок или тележек.

Решения для автоматизированной розничной торговли в магазинах

Чтобы определить, какое оборудование потребуется для развития бизнеса, нужно проанализировать собственное предприятие и выявить, чего именно не хватает, и составить список устройств с учетом потребностей администраторов и персонала. Также следует уделить внимание подбору подходящего софта.

Разработчиков товароучетных приложений много, и каждый из них выпускает продукты, которые характеризуются своими преимуществами и недостатками. Стоит отметить, что у клиентов есть возможность использовать демоверсию ПО или минимальный лицензионный пакет сроком на 1-2 месяца.

  • Страница товара Этот товар имеет несколько вариаций. Опции можно выбрать на странице товара.
Оценка 0 из 5

Типовые продукты 1С

1С:Предприятие 8. Розница для Казахстана

«Розница для Казахстана» предназначена для автоматизации бизнес-процессов магазинов, которые могут входить в распределенную розничную сеть торгового предприятия. Может использоваться для автоматизации магазинов с большим количеством рабочих мест, в том числе...

25 900 99 200 

Торговые точки малого масштаба

Далее расскажем, как автоматизировать магазин розничной торговли.

Специфика

В категорию попадают бизнес-проекты небольшого и среднего формата, владеющие малыми площадями и ассортиментом продукции для повседневного потребления. В инфраструктуру также может входить склад и офис.

Особенности

В данном случае ключевых задач у предпринимателя будет несколько. Во-первых, следует наладить четкий и безошибочный учет. Во-вторых, потребуется увеличить скорость работы сотрудников. В-третьих, необходимо исключить ситуации, связанные с кражами.

Требования

Понадобится кассовый бокс, многофункциональная POS-система, сканер штрихкодов, весы самообслуживания для зала, терминал сбора данных и принтер этикеток. Среду для товароучета можно использовать в облачном формате, без полной установки.

 

Гипермаркеты и супермаркеты

Автоматизация крупных торговых точек и магазинов розничной сети с повышением объемов продаж становится намного сложнее из-за привлечения к рабочему процессу множества сотрудников, широкого ассортимента, необходимости четкого взаимодействия с поставщиками и мерчандайзинга.

Специфика

В наличии зона самообслуживания. В инфраструктуре — одна или несколько больших площадей, внушительный ассортиментный ряд из нескольких тысяч позиций, пара складов и главный офис.

Особенности

Работа супермаркетов и гипермаркетов связана с массивом коммерческой информации, которую нужно регулярно обрабатывать, анализировать и хранить. Кроме того, в такого рода торговых точках нередко проводятся скидки, акции, специальные предложения и программы лояльности. Соответственно, необходима умная товароучетная среда, поддерживающая весь перечисленный функционал.

Требования

Кассовые боксы с фронт-фейс посадками, мощная POS, объединяющая залы и офис, сканеры штрихкодов, весовое оборудование, принтеры для этикетирования и терминалы сбора данных с возможностью подключения к интернету. В отдельной группе — банковские аппараты (инфракрасные детекторы валют, счетчики монет и банкнот, а также сортировщики для облегчения процесса обработки наличности).

 

Сеть магазинов

Автоматизация супермаркетов и небольших предприятий торговли становится еще сложнее, если речь идет о точках, функционирующих в сетевом формате.

Специфика

Определенное количество локаций, размещенных в разных районах одного населенного пункта либо сразу в нескольких городах. Обладают унифицированными каталогами, взаимодействуют с сервисами централизованных закупок, характеризуются едиными правилами логистики, учета и политики руководства.

Особенности

Внедряемое оборудование и ПО должны решать целый спектр задач — от управления потоками данных из разных магазинов и ведения единых перечней покупателей до интеграции сервисов повышения лояльности и точечной настройки факторов ценообразования. Кроме того, экосистема обязана контролировать любые перемещения продуктов, схемы движения денег и взаимоотношения с контрагентами.

Требования

Для каждой точки подбирается свое оборудование в зависимости от ее размеров. Здесь могут понадобиться как кассовые боксы со сканерами штрихкодов, так и принтеры для печати этикеток с терминалами сбора информации. Важным элементом эффективной работы становятся программы, обеспечивающие каналы для взаимодействия между локациями и офисами в бэк-формате.

Обратитесь к нам, чтобы получить консультацию по автоматизации розничной торговли.

Непродуктовая розница

Готовые решения для автоматизации магазинов розничной торговли необходимы не только продуктовым предприятиям. В аналогичных инфраструктурах нуждаются и бизнес-проекты, торгующие, например, одеждой и обувью.

Специфика

Речь идет о компаниях, которые занимаются продажей детских игрушек, инвентаря для занятий спортом, парфюмерии, электрических инструментов, строительных материалов или, скажем, мебели.

Особенности

Сектор non-food обладает определенными нюансами, которые нужно учитывать при внедрении сред оптимизации. Предприниматель должен понимать, как управлять продажами, взаимодействовать с контрагентами, формировать заказы поставщикам, вести товарооборот и продумывать политику ценообразования. Кроме того, следует помнить о создании программ лояльности и умных систем управлении складами.

Требования

Специфическое оборудование (свое для каждой ниши), рабочая станция кассира, место товароведа, терминалы сбора данных с опциями онлайн-работы, сканеры штрихкодов и видеонаблюдение для размещения в покупательских залах.

 

Магазин одежды

Может выступать в виде самостоятельной торговой точки или принадлежать к определенной сети. При выборе автоматизационной экосистемы нужно обращать внимание, в первую очередь, на сегмент работы предприятия. Для бюджетных пространств характерны одни решения, для локаций с дорогим ассортиментом — совершенно другие.

В плане оборудования все выглядит стандартно:

  • Для склада — терминал сбора данных, сканер штрихкодов и принтер для печати этикеток.
  • Для зала — рабочее место кассира, оснащенное всеми необходимыми персоналу аппаратами.
  • Для товароведа — компьютер или ноутбук с отдельным монитором, доступ к информационной инфраструктуре.

Также важно организовать видеонаблюдение и пункт охраны. Множество компаний теряет от 5 до 7% прибыли только на кражах. Избежать подобных сценариев развития событий удастся, используя охранные комплексы.

Ошибки и проблемы при автоматизации

Главная оплошность, допускаемая неопытными предпринимателями, желающими автоматизировать бизнес-процессы — отсутствие нацеленности на результат. Люди внедряют экосистемы ради самого внедрения, не понимая, какую именно отдачу они хотели бы увидеть в конце пути. Экономическая выгода — основной показатель, на который следует ориентироваться.

От оптимизации следует отказаться в следующих случаях:

  • при редких покупках и продажах;
  • когда в рабочем процессе есть сложные задачи, на систематизацию которых придется потратить огромный объем ресурсов;
  • при реализации товарно-материальных ценностей со множеством индивидуальных параметров.

Кроме того, не стоит закупать всю технику сразу. Можно приобретать оборудование постепенно, наблюдая за повышением эффективности.


Подведем итоги

Автоматизация работы маленьких и больших магазинов, которые реализуют продукты разных категорий, — процесс долгий и трудоемкий. Однако, грамотно организовав бизнес, можно увеличить объемы продаж, повысить лояльность со стороны клиентов, наладить взаимодействие с поставщиками. Решений для оптимизации бизнес-процессов на рынке достаточно, поэтому предпринимателю остается только подобрать платформу, собрать инфраструктуру и обучить персонал.

Вопросы и ответы

Какие есть программы для оптимизации торговой деятельности?

В числе наиболее популярных — «Магазин-15» от компании Cleverence, «1С:Розница». Весь перечисленный софт обладает действительно внушительным и продвинутым функционалом.

Что дает автосистематизация торговли в розницу?

Ускорение бизнес-процессов, приведение в порядок любых направлений оборота документов и создание по-настоящему удобного клиентского сервиса.

Какое оборудование помогает автоматизировать бизнес-деятельность?

Аппаратный комплекс может быть обширным. Здесь представлены компьютеры, кассовые боксы, терминалы сбора данных, принтеры для печати разных этикеток, банковские устройства для проверки и пересчета купюр, системы видеонаблюдения, умные электронные весы и пр. Каждому предприятию нужны свои технические среды, которые следует подбирать по индивидуальным показателям и запросам.